Топ-10 красивых дворцов Санкт-Петербурга

0
4907
красивый дворец

Дворцы Петербурга по праву остаются одной из самых главных достопримечательностей Северной Столицы – увидеть их можно, даже не заказывая специальной экскурсии, просто выйдя на пешую прогулку. Именно этот город некогда был столицей Российского государства, и поэтому высокопоставленные лица жили здесь, в  величественных зданиях, уникальных в своём облике и истории, с огромным удовольствием.

Мраморный дворец

Прогуливаясь по Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге, можно наткнуться на Мраморный дворец, уникальный особняк, возведённый по заказу Екатерины II архитектором Антонио Ринальди. Жить здесь должен был Григорий Орлов, фаворит, способствовавший императрице при восхождении на престол, но он скончался и так и не увидел своего великолепного дома.

После этого в Мраморном дворце жили представители семьи Романовых, но после революции 1917 года здание отошло в государственные руки. Всю мебель, посуду и предметы интерьера отправили в Эрмитаж. В Мраморном дворце в разные времена находились просветительские комитеты, организация по управлению музеями, даже академия. После всех перипетий Мраморный дворец был отдан под распоряжение Русского Музея, где находится и по сей день. Перед Мраморным дворцом стоит памятник Александру III – предпоследний российский император восседает на коне.

Мраморный дворец – первое строение в городе, для возведения которого использовался природный материал. Мрамор был привезён из 32 разных месторождений. Поэтому Мраморный дворец для Санкт-Петербурга во многом считается уникальным.

Дворец Меньшикова

Дворец Меньшикова расположен на Васильевском острове Петербурга и был построен в 1710-1727 годах. Историки называют его первым среди дворцов, построенных специально для «птенцов гнезда Петрова», чиновников, находившихся в фаворе у Петра I. Хотя к работе были привлечены такие именитые скульпторы, как Доменико Трезини и Франческо Растрелли, будущий хозяин вечно был недоволен процессом, а поэтому здание совершенствовалось вплоть до момента, как сам Меньшиков был сослан в Сибирь.

Здание пытались строить, применяя как классические русские формы, так и технические новшества: например, в отличие от Мраморного дворца, здесь используется лишь мраморная роспись, а интерьер украшен итальянскими и античными статуями. В строительстве использовали самые разные материалы – начиная с дерева, резного и наборного, и заканчивая кобальтом, из которого делали напольную плитку в голландском стиле.

Раньше трёхэтажный дворец Меньшикова хранил в себе значительное количество картин, тканей и статуй, но к настоящему моменту сильно изменился, отойдя в комплекс зданий Эрмитажа. Здесь представлены экспозиции, рассказывающие о жизни города в конце XVII века и хранятся даже некоторые мемориальные вещи, принадлежавшие либо Петру I, либо самому Меньшикову.

Зимний дворец

Говорить о Санкт-Петербурге, не упоминая Зимнего дворца – огромное упущение. Неспроста его считают визитной карточкой города: высокий, он простирается по Миллионной улице, завлекая туристов со всего мира. О значении дворца говорит, например, то, что около 100 лет городские законы запрещали возводить здания выше, хотя строители всё равно находили свои ухищрения.

История здания берёт начало аж в 1711 году, но таким, каким мы знаем его сейчас, он стал лишь в 1762 году – по заказу императрицы Елизаветы Петровны, посчитавшей, что её статус требует действительно величественного сооружения. Именно таким Зимний дворец, разработанный Франческо Растрелли, представляется поклонникам города и сейчас. Для итальянского архитектора стал последней работой.

Зимний дворец возведен в традициях архитектуры барокко, одной из характерных его черт считается изобилие лепных деталей и высоких белых колонн. Внутренний интерьер выполнен в чертах позднего классицизма, так как в 1837 здание горело, и большая часть мебели, картин и украшений была повреждена.

Несмотря на пожар и изобилие политических волнений, сотрясавших и Российскую империю, и СССР, Зимний дворец так и остался стоять, надменно взирая на скромные здания вокруг.

Мариинский дворец

Посетив Зимний дворец, можно свернуть к Исаакиевскому собору и посетить Мариинский дворец, расположенный на южной стороне площади – он простирается вдоль Синего Моста, переброшенного через Мойку. Это здание сыграло не последнюю роль в политических переворотах в России в 1917 и 1991 годах, а сейчас здесь заседает законодательное собрание города Санкт-Петербурга.

Дворец был возведён в 1840-ых годах по проекту Андрея Штакеншнейдера, а хозяйкой стала Мария Николаевна, дочь Николая I. В те времена сооружение было одним из самых современных дворцов Петербурга: так, например, вместо мрамора на стройку завезли песчаник, а поэтому внутри всегда было тепло. Чтобы избежать пожаров, внутренние перекрытия были выполнены из металла, а не из привычного дерева.

Хотя внешне дворец соответствует всем требованиям классики, внутри архитектор позволил фантазии разгуляться. Например, из-за того, что дочь царя с трудом передвигалась из-за болезни ног, внутри дворца для неё соорудили специальный пандус, по которому она могла без особого труда передвигаться на коляске, разъезжая из комнаты в комнату. При этом проход украшен многочисленными растениями, что делает его похожим на волшебный лес.

Строгановский дворец

Прогуливаясь дальше по Мойке, вплоть до перекрёстка на Невском проспекте, можно наткнуться на Строгановский дворец, выполненный, как и главное здание города, в стиле барокко. Неудивительно, что Зимний дворец во многом его напоминает, ведь их разработкой занимался один и тот же зодчий – Франческо Растрелли. Здесь жили граф Сергей Строганов, позже дворец перешёл по наследству его сыновьям, и они внесли значительные изменения как во внешний, так и во внутренний облик сооружения.

Строгановский дворец

Однако, в конце века в Строгановском дворце случился пожар, и значительную часть культурных ценностей пришлось восстанавливать. В первозданном виде сохранился лишь бальный зал, свод которого расписан Джузеппе Валериани. Спустя некоторое время Строгановский дворец снова стал центром культурной жизни Петербурга: сюда приходили известные литераторы – Державин, Фонвизин, даже Крылов. Здесь же хранилась несметная библиотека, одна из самых полных в городе, и внушительная коллекция самых разных шедевров мирового искусства. Значительно позже они были переданы в Эрмитаж, а книги отправились в библиотеку Томского университета.

Сейчас Строгановский дворец относят к Русскому музею.

Шереметьевский дворец

Когда вы прогуливаетесь вдоль Фонтанки, направляясь к Летнему саду Петербурга, к вам навстречу попадается Шереметьевский дворец: третье здание, сооруженное исключительно по правилам архитектуры барокко. Как раз благодаря расположению на этой руке его часто называют Фонтанным домом.

Шереметьевский дворец

Особняк был построен на участке, который Пётр I подарил графу Борису Шереметьеву (по его фамилии и назван дворец). Увы, сейчас внутреннее убранство Шереметьевского дворца не сохранилось, но, если верить рассказам современников того времени, большая его часть была европейской, начиная с мебели и заканчивая сервизом.

Хозяин особняка обожал музыку, а поэтому Шереметьевский дворец стал пристанищем не одного крепостного, мечтавшего об актёрской или музыкальной карьере. Здесь гостили Александр Пушкин (именно в этом дворца Орест Кипренский написал известный портрет русского поэта), Василий Жуковский и даже Михаил Глинка. Здесь семья жила вплоть до 1917 года, после чего дворец был приватизирован большевиками. Сейчас здесь расположены музей театрального искусства и музыкальных инструментов (коллекция насчитывает свыше 3000 экспонатов) и литературный музей Анны Ахматовой – в этом доме поэтесса прожила 10 лет.

Таврический дворец

Таврический дворец в XVIII веке принадлежал князю Григорию Потёмкину, считавшемуся одним из самых влиятельных фаворитов императрицы Екатерины II. Именно он, благодаря военной смекалке, помог России завоевать Тавриду, теперь известную нам под названием «Крым», и поэтому дворец был назван именно так. Над архитектурой работал Иван Старов, один из друзей самого Потёмкина.

Таврический дворец

В Санкт-Петербурге екатерининских времён Таврический дворец, внешне скромный и неприглядный, почти ничем не выделялся, зато внутри был убран крайне роскошно и богато. Потёмкин не стеснялся красивой жизни и пышных приёмов: например, одним из самых известных его балов считается мероприятие, устроенное в восточных тонах «Тысячи и одной ночи». Считается, что так фаворит пытался вернуть внимание возлюбленной императрицы, но она, уже увлеченная новым кавалером, решила, что так Потёмкин решил с ней попрощаться.

За 200 лет своего существования Таврический дворец, в общем, сильно изменился, но теперь здесь расположена Межпарламентская ассамблея стран СНГ, и пройти внутрь просто так невозможно. Но туристы всё равно прогуливаются мимо памятника архитектуры и любуются им – этого никто не запрещал.

Юсуповский дворец

Хотя внешне Юсуповский дворец ничем не выделяется на фоне обычных зданий Петербурга, стоит лишь войти, как становится понятно: перед вами – настоящий шедевр внутреннего убранства. Здесь и позолоченные лестницы, высокие залы и позолоченные рамы, а также немало картин и скульптур, притягивающих взгляд.

Юсуповский дворец

Здание было возведено ещё прежде, чем Юсуповы приблизились ко двору – в 1770-ом году здесь жил Андрей Шувалов, бывший сенатор Санкт-Петербурга. После его смерти императрица подарила особняк племяннице Григория Потёмкина, а она, в свою очередь, продала его Борису Юсупову в 1830 году. Только после того, как Юсуповский дворец попал в руки тех, чью фамилию теперь носит, внутреннее убранство стало массово обогащаться. Целых пять поколений прожило в Юсуповском дворце, после чего большевики переформировали его в Музей дворянского быта, и, уже после – в Дом Культуры Работников Просвещения.

Несмотря на богатейшую историю существования, насчитывающую 300 лет, Юсуповский дворец сохранился в почти первозданном виде, если не считать того, что не один архитектор приложил к его завораживающему великолепию руку. Сейчас здесь доступно несколько экспозиций, в том числе – об убийстве Григория Распутина Феликсом Юсуповым, последним представителем дворянского рода.

Михайловский дворец

В стороне от главной улицы Петербурга, Невского Проспекта, высится Михайловский дворец – главное украшение площади Искусств. Вокруг него расположены и другие старинные дома, из-за чего все вместе они выглядят как своеобразный ансамбль пригородных усадеб.

Михайловский дворец

Михайловский дворец назван так в честь царевича Михаила, сына Павла I, родившегося в 1798 году. Как только малыш родился, заботливый отец сразу же решил, что у сына обязательно должен быть свой дворец, и стал каждый год откладывать на него крупные суммы. Однако готового Михайловского дворца он так и не увидел, ведь был убит во время государственного переворота. Его брат, Александр, взойдя на престол, исполнил его волю, и в 21 год у Михаила появилась собственная резиденция. За внешний облик Михайловского дворца отвечал Карло Росси.

Здесь князь Михаил проживал со своей женой, Еленой Павловной, любившей устраивать музыкальные вечера и даже уроки, благодаря чему Михайловский дворец за короткое время стал настоящей Консерваторией. После здание находилось в упадке, так как его превратили в доходный дом, но довольно быстро реабилитировали. Сейчас в Михайловском дворце находится филиал Русского Музея: решение было принято ещё Николаем II, решившим, что в Эрмитаже уже слишком много экспонатов.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец находится за чертой Санкт-Петербурга: в Царском селе, которое всегда считалось связанным, в основном, с именем Александра Пушкина. Вот уже 300 лет это величественное здание занимает центральное место во всей экспозиции, а вокруг него развёрнут Екатерининский парк, который никого не оставляет равнодушным.

Екатерининским дворец называется, так как именно Екатерина I в 1717 году начала здесь строительство своей резиденции после того, как ей было подарено Царское село. К работе она пригласила Иоганна-Фридриха Браунштейна, который в том числе занимался Петергофом.

Тогда Екатерининский дворец состоял всего из двух этажей, а в историю и вовсе вошёл под названием «каменные палаты».

В 1741 году, по восхождении на престол Елизаветы Петровны, Екатерининский дворец был отдан под опеку сразу нескольким архитекторам, быстро сменявшим друг друга. Наконец, к 1756-ому году, когда дворцом занимался Франческо Растрелли, он был готов: выполненный в барочном стиле, особняк поражал взгляд разнообразием и яркостью цветов, белыми колоннами, лепниной и фигурами атлантов, поддерживающими массивные своды.

Именно так, хотя и несколько раз отреставрированный, дворец выглядит и сейчас, принимая туристов и представляя им самые разные экспозиции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here