10 самых интересных фактов о Марсе

0
721
Марс

Из всех планет Солнечной системы Марс, пожалуй, больше остальных будоражит умы человечества от маститых ученых до обывателей. Виной тому близость красной планеты к Земле по сравнению с другими и, конечно, богатая история исследований Марса, которая, помимо ценнейших сведений, полна мифов и порой курьезных заблуждений.

История ошибок и иллюзий

Разумеется, большинство заблуждений касательно Марса связаны с несовершенными методами наблюдения, отсутствием специальной техники. Но порой мифы рождались только потому что люди очень хотели выдавать желаемое за действительное.

1. В свое время благодаря Николаю Копернику, пусть не сразу, но люди узнали, что система планет солнечная, а не геоцентрическая, как считал Птолемей многие дальнейшие поколения. Согласно схеме Коперника орбиты всех планет имеют форму круга. Позже ученым стало известно, что орбита, в частности, Марса эллиптическая. И каково же было негодование и удивление ученых, когда в 2003 году со скоростью света стали распространяться нелепые слухи о том, что орбита Марса уменьшается, и скоро он будет находиться так же близко, как Луна! Казалось бы, для опровержения панических заявлений достаточно было открыть любой учебник астрономии, однако беспокойство улеглось нескоро.
    Николай Коперник

В итоге 27 августа Марс был гораздо ближе, чем обычно, но далеко не так как Луна.

2. В 1800 годах многие думали, что на Марсе есть настоящие океаны. Уильям Гершель увидел большие темные пятна в телескоп и заключил, что это океаны, а светлые участки – суша. Разговоры о марсианских водоемах продолжились после заявлений Джованни Скиапарелли о наличии на Марсе водных каналов. Он заметил темные линии в 1877 году. Через несколько лет была опубликована статья, посвященная жизни на Марсе, в которой было отведено место и упомянутым каналам. В 1965 году благодаря работе аппарата Маринер-4 стало известно, что темные линии – лишь оптическая иллюзия. А вот идея высохших океанов жива поныне, однако специалисты если и допускают наличие когда-либо воды на Марсе, то только в замороженном виде в почве. Согласно последним исследованиям в горах вблизи южной полярной шапки под каменистым слоем находится огромный ледник толщиной в сотни метров. Дальнейшие обследования помогут больше узнать об истории марсианского климата.
    Уильям Гершель
  3. Так называемое «лицо» на поверхности Марса в 1976 году заснял аппарат «Викинг-1». Трудно описать ажиотаж, произведенный этим фото, которое печаталось во многих изданиях. Некоторые сочли это неоспоримым доказательством наличия разумной жизни на Марсе. Далеко не сразу общественность смогла принять очевидное объяснение – игру света и тени на поверхности планеты. Уже в 2000-х года НАСА опубликовало фото, где приведший всех в шок холм имеет вполне обычный вид, разве что виднеются небольшие затемнения на месте впадин.
    лицо на Марсе
  4. Никола Тесла в свое время заявил, что будучи в своей Колорадской лаборатории, в радиопомехах заметил повторяющийся сигнал, который по его мнению исходил с Марса. Так как ученый на тот момент имел уже достаточно серьезную репутацию, его заявление многими было воспринято за чистую монету. Эту теорию поддержал даже Уилльям Томсон, известный физик, хотя позднее попробовал ее опровергнуть.
    Никола Тесла

С этого времени люди активно начали выдавать различные странные происшествия за попытку инопланетных цивилизаций связаться с Землей.

5. В 18-19 столетиях мысль о существовании марсиан не давала покоя не только обывателям, но и известным ученым. Иммануил Кант и вовсе считал, что разумной жизнью населены почти все планеты солнечной системы.
    А Камиль Фламмарион, знаменитый в то время астроном, выпустил книгу с максимально подробным описанием облика марсиан. Все это укрепило веру в соседство с инопланетянами. Как раз с того времени начинается активное использование марсианской темы в художественной литературе и кино. Самое знаменитое произведение того периода – «Война миров» Герберта Уэлса. В 1938 году была представлена радиоверсия романа, что привело к массовой панике, так как народ воспринял книжный репортаж за настоящий. Со временем тема инопланетного вторжения расширила свою географию, и теперь космическая фантастика все чаще отправляет героев в путешествие в другие миры.
    Иммануил Кант

Каким мы его знаем

Со временем знания о Марсе шлифовались, и на данный момент можно сказать, что у людей есть вполне объективное представление о красной планете. По крайней мере сейчас точно известен физический облик планеты, характеристики ее атмосферы, почвы, вращения и много другого. Даже сделаны макроснимки грунта, иллюстрирующие минеральный состав почвы, говорящий в пользу наличия когда-то на поверхности жидкой воды. Однако это не исключает планирования более глубоких исследований и даже поисков жизни.

1. На Марсе времена года сменяют друг друга. Но не совсем так как на Земле. Это связано с наклоном оси его вращения. Эксцентриситет орбиты (иначе говоря, сжатость) обеспечивает разницу между северным и южным летом. Первое долгое и прохладное, а второе короткое и теплое. Смена суток на красной планете необычна. Восход и заход Солнца сопровождается красновато-розовым небом, которое по мере приближения солнечного диска сменяется голубыми и фиолетовыми оттенками. В полдень марсианское небо желто-оранжевое. Такие отличия по сравнению с Землей обусловлены тонкостью и разреженностью атмосферы красной планеты.
    смена времен года
  2. Тема глобального потепления актуально не только для нашей планеты. В 2008 году была выдвинута идея о постепенном потеплении Марса на основе замера альбедо (отражательная способность поверхности), но не все согласились с ней и в целом научное сообщество восприняло эти данные критически. Однако в 2016 году были опубликованные новые развернутые доказательства, из которых следует, что потепление красной планеты – долгий процесс, длящийся, возможно, 370 тыс. лет.
    глобальное потепление
  3. На Марсе периодически дуют сильные ветра. Они не идут ни в какое сравнение с земными, так как образующиеся вихри зачастую в 10 раз выше и в 50 раз шире.
    ветер

Скорость их перемещения варьируется от 10 до 40 м/с, однако может достигать и 100 м/с.

Пока огромные пылевые массы перемещаются из одного полушария в другое, разглядеть поверхность планеты невозможно, она превращается в сплошной красный диск, такое явление называют пылевыми бурями. Одна из таких, начавшись 22 сентября 1971 года в южном полушарии, улеглась лишь в январе 1972 года. Но однажды это принесло пользу – в 2005 году огромный вихрь помог почистить солнечные элементы питания аппарата «Спирит».

4. На Марсе бывают облака. Когда он расположен рядом с наиболее близкой к Солнцу точкой, над регионами Лабиринт Ночи и долинами Маринера встают плотные огромные облака, шириной в несколько десятков километров, а длиной до тысячи километров. Они растягиваются по экватору, отбрасывая темные тени, и расплываются. Это происходит потому, что содержащийся в воздушных потоках пар, охлаждается и конденсируется. Сами же потоки возникают из-за неровностей поверхности, которые и задают направление воздуху.
    облака
  5. Одной из самых впечатляющих загадок Марса являются глубокие колодцы. Они расположены на вулканической части планеты Фарсида. Один из колодцев диаметром150 метров. Ученые отмечают, что края этих образований острые, а значит, что они появились сравнительно недавно. Предполагается, что это результат обрушения кровель лавовых труб.

глубокие колодцы

Грядущие открытия

Несмотря на то, что изучение Марса началось еще в глубокой древности, в нем все еще немало загадок, именно поэтому исследования продолжаются, а ученые не оставляют идей колонизации Марса. Не один десяток лет в научных кругах ходят разговоры об отправке на Марс людей. Исследовательский центр имени Эймса активно работает на проектом «Столетний космический корабль».

Он предполагает отправку людей на пилотируемом корабле на Марс с экипажем и грузом без обратного маршрута.

Возврат же астронавтов увеличивает расходы на реализацию проекта во много раз. Кроме того, компания SpaceX обнародовала намерение создать многоразовый транспортный корабль для отправки людей на Марс, где будет существовать самоподдерживающаяся колония. Предполагается, что при наличии в космическом пространстве дополнительный топливных депо можно будет обследовать луны Юпитера и Сатурна, а также объекты пояса Койпера и облака Оорта.

Тем временем в Израиле построена модель марсианской станции, которая позволяет симулировать марсианскую миссию. Участники проекта «D-Mars» живут в изоляции от цивилизации, проводят исследования, связываются с центром через спутник и даже выходят наружу в скафандрах. Распорядок дня, питание и другие аспекты жизни по мнению создателей проекта во много похожи на те, с которыми столкнутся реальные исследователи Марса. На данный момент идея такой симуляции воспринимается двояко. Одни считают это напрасной тратой средств и потенциала и не видят в проекте ничего полезного. Другие напротив убеждены, что это один из важных шагов в подготовке человечества к будущей колонизации.

Что бы ни проектировали различные корпорации факт остается фактом – красная планета обладает еще массой неизученных и пока загадочных явлений. За каждым новым открытием следует все больше вопросов. Пока можно лишь сказать, что наличие воды в замерзшем виде, следы рек и уже доказанное постепенное потепление убеждает все больше ученых в цикличности истории Марса, в которой по мнению некоторых скоро наступит более благоприятный для колонизации и дальнейших исследований период.

Автор: Чеботарь Вероника Валерьевна

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here