10 самых больших подводных лодок

0
628
подводная лодка

Плавать под водой, как рыба, человек мечтал издревле. О чём свидетельствует хотя бы древнегерманская легенда – «Салман и Моролф», написанная еще в 1190 году. А эпосы не появляются на пустом месте.  Герой легенды прятался от вражеских галер на дне моря в кожаной лодке. Не превращался в рыбу, не получал чудесную способность дышать под водой, как в некоторых сказках. Это была уже попытка технического решения проблемы.

Первым воплотил эту идею гениальный голландский физик Корнелиус Дреббель в 1620 году, живший при дворе английского короля Якова I. Его подводные лодки катали английскую знать по дну Темзы. Это был аттракцион, но именно Корнелиус Дреббель первым высказал идею военного применения подводного аппарата.

Воплощение идеи не заставило себя долго ждать. Сначала француз Дени Папен в 1691 году построил свою подводную «кастрюлю» из железа для военных целей, а затем, через 29 лет, и русский изобретатель Ефим Никонов представил на суд сначала Петра I, а затем и императрицы Екатерины I свои «потаенные судна».  Дальше у подводных лодок появляется гребной винт и перископ, а в 1863 году на свою подлодку Иван Федорович Александровский поставил пневмодвигатели, которыми заменил мускульную силу гребцов, и продуваемые воздухом балластные емкости.

С тех времен ПЛ несколько раз поменяли силовую установку,  изменились материалы и размеры корпуса, РВ, максимальная ГП и скорость подводного судна. Но принципиально концепция Александровского, как лампочка,  остается прообразом всех современных субмарин. А они поражают воображение своим разнообразием, размерами, боевой мощью и техническим совершенством.

Представляем на ваш суд десятку самых больших и могучих подводных судов военного назначения.

10. Навага

На десятом месте  советская атомная подводная лодка «Навага» (проект 667, по НАТО-вской классификации Yankee-I class).  Спроектирована в 1962 году в ОКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»). В конце 1967-го, после всех положенных испытаний первая подводная лодка этого проекта К-137 поступила на Северный флот. Всего было введено в эксплуатацию 34 судна этого проекта, учитывая все модификации, последнее спущено на воду в 1972 году. Габариты судна 132х11,6 м.

Навага

9. Триумфатор

Самая современная французская АПЛ. С 1994 по 2010 год в строй было изготовлено 4 субмарины этого класса. Размеры судна 138х12,5 м – весомая заявка на 9 место. Лодка сменила стратегические ракетоносцы ВМФ Франции тип «Редутабль», переставших отвечать современным требованиям. Хороший получился кораблик – скрытный, быстрый, хорошо вооруженный.

Триумфатор

8. Дзинь

Было бы удивительно, если бы в ТОПе не нашлось ни одной китайской подлодки. КНР серьезно взялась модернизировать подводный сектор военно-морского флота Народной освободительной армии. Восьмая в нашем списке китайская стратегическая атомная подводная лодка «Тип 094», в каталогах НАТО – Jin.

Дзинь

Название понятное, если знать историю их обнаружения нашим вероятным противником. Сначала в 2006 году этот подводный крейсер был обнаружен на спутниковых снимках китайской военно-морской базы Xiaopingdao.

Лодка поразила американцев своими размерами: 140х11,2 м и неожиданностью появления – разведка не заметила.

На следующий год на верфях Бохай были обнаружены еще две – в непонятной готовности. То ли в процессе испытания, то ли еще строящиеся.

Дальше Китай стал вводить в строй тип 094 с пулеметной скоростью: три – в 2013, четыре – в 2015, а к 2020 могут встать в строй еще семь стратегических подлодок. А ведь до этого у КНР была единственная подлодка с атомной силовой установкой и Тоннажм в скромные 8 000 т (тип 092 – Xia).

7. Вэнгард

Крупнейшая атомная подводная лодка стратегического класса английских Королевских военно-морских сил с размерами 149,9х12,8 м занимает седьмую позицию в параде крупнейших субмарин мира. Этот класс представлен четырьмя судами: Vanguard (Авангардный) , Victorious (Победоносный) , Vigilant (Бдительный) и Vengeance (Отмщение). Все они были введены в строй с 1986 по 1999 годы в рамках ядерной программы Trident. Суть которой заключалась в замене ядерного оружия и средств его доставки Соединенным Королевством.

Вэнгард

Были у англичан очень опасные и ненадежные ядерные бомбы WE 177, которые в рамках этой программы заменили на американские баллистические ракеты Trident II D-5 с термоядерными боеголовками. Под эти ракеты «Венгарды» и были построены. Когда-то Великобритания имела самый большой и мощный военный флот в мире, сейчас различные ТОПы в Интернете ставят его на 4-5 место. Что с десятью подводными лодками в строю, мягко говоря, вызывает сомнение. Но вернемся к нашей ПЛАРБ, которая сменила Resolution-class (Разрушение) и готовится уступить место классу Dreadnought (Дредноут класс) ориентировочно к 2028 г.

Следующие три лодки – вариации одного проекта советских стратегических атомных подводных лодок под № 667, получившие в НАТО общее название Delta (I, II, III  и IV). 55 самых могучих на тот момент ПЛАРБ было построено с 1972 по 1990 годы, что обеспечило СССР подавляющее преимущество над блоком НАТО.

6. Кальмар

Необходимость замены предшественника – АПЛ «Мурена» (Delta II), возникла с появлением новой модификации ракет морского базирования Р-29Р. В 1972 году ЦКБМТ «Рубин» приступил к созданию РПКСН проекта 667БДР, а уже в 1975 г. со стапелей сошла первая субмарина нового класса – К424. Приличный размер для АПЛ – 155х11,7 м обеспечивает ей шестое место в ТОПе. Советский Союз строил быстро.

Кальмар

 Особенностью этого подводного крейсера была возможность одновременного, залпового, выстрела всего боекомплекта ракет.

А это, на минутку, баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками (от 3 до 7) в количестве 16 штук! Всего было построено 14 таких подлодок, из них в строю осталось лишь четыре. Большинство было утилизировано с 1995 по 2003 год в результате нашего добровольного разоружения.

5. Мурена-М

Сначала атомная АПЛ проекта 667 «Мурена» сменила на посту «Навагу», а в скором времени появилась её модификация – «Мурена М». Отличалась она от своей «старшей сестры» более длинным корпусом и количеством ракет Р29 – их стало 16 вместо 12-ти. Для чего и был удлинен корпус. Теперь он стал 155 м при ширине все тех же 11,7 м.

Мурена-М

Всего таких подводных судов было построено четыре – все в 1975 году, они благополучно скончались в рамках советско-американского договора о сокращении стратегических вооружений в 1999 году. Это была стратегическая победа США.

4. Дельфин

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дельфин» (по документации пр. 667БДРМ) – последний представитель АПЛ второго поколения. После ремонта и модификации,  всех «Дельфинов» уже можно смело отнести к 3 поколению. По счастливому стечению обстоятельств, миновав судьбу Дельт 1-3, все семь лодок благополучно пережили эру тотального сокращения подводного флота России.

Дельфин

Все они сегодня в строю и являются базовыми представителями подводной составляющей ядерной триады нашей страны.

Все «Дельфины» числятся в составе Северного флота ВМФ РФ – несут дежурство по охране морских коммуникаций Северного морского пути, совершают дальние морские походы, участвуют в учениях. Даже запускают спутники в космос – с помощью ракеты «Штиль-1». Габариты этого крейсера 167,4х11,7 метров.

Представляем подиум хит-парада подводных лодок. Это настоящие левиафаны! По своим габаритам они уступают разве что авианосцам.  Размер футбольного поля 108х70 метров – тройка лидеров почти вдвое длиннее. И эта махина способна скрытно доставить в любую точку мира боезаряд, способный уничтожить половину континента, например, Европы.

3. Огайо

18 АПЛ класса «Огайо» — основа стратегического подводного флота США. Четырнадцать из них несут на борту баллистические ракеты «Trident II D5» (SSBN), а четыре адаптированы под крылатые ракеты (SSGN). Размеры американской подлодки впечатляют: 170х13 метров, что и обеспечило ей третье место.

Огайо

«Огайо» — самые дорогие в мире подводные лодки, средняя стоимость постройки одного судна составляет боле полутора миллиардов долларов. Хотя «Огайо» относятся лишь к третьему поколению подводных судов, их огневая мощь превосходит все существующие подлодки.

Кроме мощного вооружения американская лодка обладает отличными ходовыми качествами, продвинутым электронным оборудованием.

Все это делает её одной из самых опасных подводных лодок в любой точке океана. Ну, разве, кроме самых высоких широт – в Арктике и Антарктиде. Там американцы плавать не любят, не умеют и особо не светятся.

2. Борей

Вице-чемпион нашего ТОПа – российский РПКСН 4-го поколения «Борей». Задумывался он еще во времена Советского Союза, когда просторы мирового океана только осваивали подводные суда третьего поколения. По заданию партии и правительства (это такая официальная формулировка была, когда военные как следует напугают Политбюро ЦК КПСС и выбьют средства на очередной виток гонки вооружения) в 1978 г. началась работа над проектом АПЛ нового, четвертого, поколения.

Борей

Головной корабль «Юрий Долгорукий» заложен был, однако, лишь после развала СССР – в 1996 году. Строили уже не так быстро, а, откровенно говоря, просто из рук вон долго, и на воду «Долгорукий» встал через 12 лет после закладки. Это еще нужно учесть, что в строительстве были использованы готовые модули от недостроенных подлодок 3 поколения «Щука-Б» и «Антей».

По поводу преимуществ РПКСН 4 поколения перед предыдущим, именно у  проекта «Борей», сказать что-либо трудно. Известно, что они более малошумные, чем «Щуки» и у них твердотопливные ракеты. Ни скоростью, ни глубоководностью или сроком автономности «Борей» не блещет. Впечатляют лишь габариты 170х13,7 м, а водоизмещение в 24 000 т обеспечило «Борею» второе место в мире подводных левиафанов. Возможно, не все советские задумки воплотили российские кораблестроители.

1. Акула

Бесспорный лидер – тяжелый РПКСН «Акула», вершина мирового кораблестроения.

Она не просто безоговорочно самая огромная – 173х23 м, она еще и самая безопасная и комфортная военная подводная лодка в мире! Внутри легкого корпуса у «Акулы» находится 5 так называемых прочных корпусов: правый и левый — главные, центральный  — с командирской рубкой, а также еще два небольших на носу и на корме. По центру ТРПКСН, расположены ПУ ракет – в свободном пространстве между легким корпусом и главными прочными корпусами.

Акула

Рядом с центральной рубкой, над главными прочными корпусами, располагаются две отделяемые спасательные камеры, вмещающие весь экипаж подлодки. Сразу вспомнился «Курск» — наличие у него такой опции исключило бы трагедию. По комфортабельности  условий для экипажа «Акула» получила прозвище «плавучий Хилтон», и это не преувеличение. Внимание, описывается боевой подводный корабль, а не круизный лайнер, но в нем:

  • комфортабельный салон для отдыха экипажа;
  • оборудованный спортзал;
  • настоящий бассейн 4×2 х2 м;
  • аристократический солярий;
  • сауна, облицованная массивом дуба;
  • небольшой, но очень милый «живой уголок»;
  • 2-х и 4-х местные офицерские каюты, оборудованные санузлами, с телевизорами и кондиционерами;
  • две кают-компании: офицерская и для рядового состава.

Первый левиафан под обозначениемТК-208, был введен в состав советского ВМФ в 1981 г., последний, шестой, – в 1989. Первоначально их намеревались построить семь, но последний заложить не успели – СССР развалился, и наши американские друзья начали весело и планомерно разоружать Россию. Ибо не от кого.

Россию, как и весь остальной мир, в НАТО обещали защитить самостоятельно. Три «Акулы» порезали на металлолом, две – законсервировали, так как боекомплект для них сократили по ОСВ-2. В качестве иллюстрации к сказанному: цена утилизации (разрезки на металлолом) одного крейсера составляет более $10 000 000, из которых лишь $2 млн оплатила Россия, остальные средства предоставили американцы и канадцы. И в качестве компенсации потери наших АПЛ, американцы продлили срок службы своих (Огайо) до 2036 года.

Первый, и оставшийся единственным, представитель класса «Акул» ТРПКСН «Дмитрий Донской» поражает современников своими размерами и мощью на морских парадах.

Автор: Аникин Владимир Васильевич

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here